156 лет назад была основана Московская консерватория - одно из самых престижных высших учебных заведений во всем мире. Но что было в самом начале и как она появилась именно на Большой Никитской? Рассказываем по порядку. История консерватории началась ещё в 1860 году. Тогда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества. Там преподавали хоровое пение и музыкальную теорию. Изначально занятия проходили в квартире Николая Григорьевича на Большой Садовой улице, но в 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, а вместе с ним и музыкальные курсы. Количество дисциплин расширилось: начали учить сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте. В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся. Поэтому Рубинштейн в очередной раз решается на переезд. Он перевозит все свое имущества и классы на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина). И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы были преобразованы в московскую консерваторию. С этого момента учреждение располагалось помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки. Кстати, Чайковский уже преподавал в то время. Если говорить о доме Черкасских, то, к сожалению, он не сохранился до наших дней. В него попала немецкая бомба в 1941 году, и после войны его не восстановили. В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей. Сам дом построен ещё в конце 18 века для Екатерины Романовны Дашковой - подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук. Для строительства она пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы. После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа. Николай Рубинштейн до конца жизни, до 1881 года, остался на посту директора консерватории. Управленцы после него - Н. Губерт и К. Альбрехт - продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову. Последний управлял консерваторией с 1889 по 1906 год. Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца. Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы»: строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Но несмотря на все это, если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430. Кстати, к тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах. Именно Сафонов тогда решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Но городские власти отказали ему. Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. Однако на работы требовалось больше миллиона рублей. Поэтому директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство. Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского. От усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой. Кстати, первыми здесь открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён Михаила Воронцова. Интересно, что занятия в новых классах начались уже в 1898 году. Тогда же был открыт и Малый зал. А вот Большой зал – только в 1901 году. Он был рассчитан на 1800 мест, но в начале мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья. Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Его изготовили в Париже, фирма - «Кавайе-Коль». Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей. Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Этот инструмент проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР. Кстати, на стенах в большом зале в сразу после открытия можно было увидеть 14 овальных портретов русских и европейских композиторов. Их выполнил художник Николай Бондаревский. Но после Второй мировой войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать изображения немцев-композиторов, и поместить на их место русских. Поэтому в 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории. Но вернемся к нашей истории. После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову. Однако монумент был разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену. Но и он простоял всего месяц - в декабре рассыпался от морозов. 7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени Петра Ильича для особо одарённых студентов композиторского факультета. Тогда-то и решили поставить памятник знаменитому композитору. Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской. Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён. Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний монумент Веры Мухиной. Она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году. По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…». Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом. А теперь - кадры: 1. Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы. Фото – pastvu.com; 2. Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь. Фото – pastvu.com 3. Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. Фото - pastvu.com 4. Новое здание консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com 5. Кабинет директора Сафонова, 1890-е годы. Фото - pastvu.com 6. Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху - прослойка для звукоизоляции7. Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото - pastvu.com 7. Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото - pastvu.com 8. Вид на консерваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека. 9. Проект памятника П. И. Чайковскому, 1945 год работы Веры Мухиной. 10. Консерватория, наши дни. Автор — Мария Купцова За информацию спасибо сайту classicalmusicnews.